Агнозия — общий термин для обозначения потери способности узнавать предметы, людей, звуки, формы или запахи, то есть неспособность приписывать подобающее значение объективным данным, полученным от органов чувств. Обычно такое явление встречается, когда поврежден основной орган чувств.
Альдегиды — органические химические компоненты, которые можно получить из натуральных или искусственных на основе этилового спирта веществ путем распада (выпаривания) водорода. Они представляют собой основную массу парфюмерных ингредиентов и в специальных растворах используются в приготовлении духов. Альдегидам нашлось применение в парфюмерии благодаря их особенно ярким основным составляющим (нотам).
Аносмия — потеря обоняния, может быть вызвана травмами головы, аллергией, простудами и вирусами. Anosmia = anosphrasia — медицинский термин, описывающий абсолютное отсутствие обоняния, то есть неспособность замечать или распознавать любые пары (испарения). Потеря обоняния встречается гораздо чаще, чем абсолютная потеря вкуса. В отчетах, основанных на результатах исследования большой группы пациентов с различными дисфункциями вкуса и обоняния, говорится, что полная потеря обоняния встречается примерно у 2 % людей, имеющих проблемы с обонянием.
Апокринный, апокриновый — вид потовых желез, расположенных в больших количествах в подмышечных впадинах и в области гениталий. Секрет, вырабатываемый этими железами, способствует появлению (сексуального) аромата тела и оказывает влияние на индивидуальность запахов.
Арома-память — обоняние в большей степени, чем любой другой орган чувств, влияет на нашу способность вызывать в памяти события или опыт прошлого. Запах считается самым мощным средством, стимулирующим воображение, воскрешающим в памяти события.
Арома-усталость — неспособность различать определенный запах, после того как он ощущался несколько раз подряд. Тем не менее, другой запах, предложенный обонятельной системе, все же может восприниматься. При тестировании ароматов не следует сразу пробовать более трех ароматов.
Аромабрендинг (определение компании «Ароматик») — создание запланированной ассоциативной связи определенного аромата (=аромалоготипа) с конкретной торговой маркой/организацией для идентификации продукции этой организации, а также для отличия товаров или услуг этой организации от продукции или услуг конкурентов.
Аромадизайн (определение компании «Ароматик») — подбор аромата и оборудования в соответствии с оформлением интерьера заведения, направленностью деятельности и общей концепцией.
Аромаклининг (определение компании «Ароматик») — профессиональная деятельность в области устранения неприятных запахов, направленная на создание свежей, ароматной и комфортной атмосферы.
Аромакология — новая отрасль в науке, разработанная Институтом Обоняния (Sense of Smell Institute (SOSI), посвященная изучению взаимосвязи психологии и ароматехнологий, с целью выявить многообразие вызываемых чувств и эмоций. Aroma-Chology — концепция, разработанная под руководством Институтом Обоняния в 80-х годах XX века. Она посвящена сбору научных данных в контролируемых условиях, с целью изучить взаимосвязь психологии и ароматехнологии и описать многообразие вызываемых чувств и изменить (улучшить) поведение через обоняние. Аромакология пытается определить положительный эффект ароматов на поведении человека, который поддается проверке в воспроизводимых научных экспериментах. Аромакология имеет дело только с психологическими эффектами, получаемыми путем использования (окружающих) ароматов, которые стимулируют обонятельные каналы, связанные с головным мозгом.
Аромалоготип (определение компании «Ароматик») — элемент фирменного стиля, представляющий собой оригинальный аромат, используемый как отличительный признак организации. Аромалоготип является важной составляющей аромабрендинга.
Аромамаркетинг (определение компании «Ароматик») — целенаправленная ароматизация воздуха для стимулирования продаж и положительного влияния на клиента.
Аромат — приятный запах, название такого запаха подразумевает дополнительную, эмоциональную характеристику. Аромат у данного человека вызывает положительные ассоциации (пищевые, сексуальные, связанные с безопасностью), и соответствующие физиологические реакции — углубление дыхания, нередко — снижение артериального давления, некоторое расслабление мышц при пребывании в зоне действия приятного ЛАВ (= летучие ароматные вещества). Приятность и неприятность запаха сильно предопределены опытом человека, зависят они также от концентрации летучего вещества — некоторые вещества могут дать совершенно полярное изменение эмоционального состояния человека при росте их концентрации в воздухе (типичный переход — от приятного к неприятному)«./ Материал из Википедии — свободной энциклопедии/
Ароматерапия — терапевтическое использование эфирных масел и трав для массажа тела, результат которого описывается сторонниками, как «оздоравливающий, омолаживающий и успокаивающий» тело и ум. Ароматерапия уходит своими корнями в народную медицину, практикуемую в первобытных культурах, и берет свое начало в древнем Египте 6000 лет назад. Тем не менее, сам термин был придуман французским химиком R.M. Gattefosse в 20-х годах прошлого столетия. Aromatherapy — концепция, полученная частично из изучений случайных индивидуальных случаев и фольклора, относительно терапевтического эффекта ароматов (особенно эфирных масел). В последние годы лабораторные изучения исследовали в большей степени ароматерапевтические притязания, основанные на фольклоре. Ароматерапия фокусирует внимание на терапевтическом эффекте ароматов на физическое состояние тела (например, менструальные проблемы, заболевания пищеварения и т. д.), а также на психологические состояния (такие как депрессия). Она (ароматерапия) приписывает различные целебные свойства различным эфирным маслам.
Верхняя нота — (варианты названий — начальная, головная) определяет наше первое впечатление от встречи с новым ароматом. Если продолжать музыкальную аналогию, то это что-то вроде увертюры. Несмотря на то, что жизнь верхней ноты коротка (через 15 минут летучие компоненты уже испаряются), создатели духов возлагают на нее очень важную задачу: заинтересовать, увлечь, очаровать клиента. Чаще всего для этого используются свежие цитрусовые отдушки (лимон, цитрон, бергамот, апельсин).
Восприятие (ощущение) — процесс получения, понимания (интерпретации), выбора и систематизации сенсорной информации.
Восточные — группа ароматов, часто со специями, ассоциирующаяся с Востоком.
Выпаривание — процесс перехода вещества из жидкого в газообразное состояние.
Газовая хроматография — механизм разложения сложных сочетаний (смесей) летучих органических молекул на составляющие. Обычно используется при анализе и контроле качества соединений органических молекул, например, дающих привкус или запах.
Гетероосмия — нарушение обоняния, при котором все пахнет одинаково.
Гипосмия — самый распространенный у людей вид потери обоняния, который может возникнуть в следствии вирусных заболеваний, как грипп, травм головы, назальных аллергий, а также по неизвестным причинам. По последним данным исследований обоняния, гипосмия встречается у 15 миллионов жителей США. Гипосмия бывает двух видов:
— Тип I — представляет собой нарушение обоняния на уровне эпителия. Запахи не распознаются, хотя могут различаться.
— Тип II — количественное нарушение. Запахи различаются и распознаются, но в гораздо больших, чем требуется обычно, концентрациях.
Группа — все ароматы делятся на группы в соответствии со своими основными характеристиками. Основные группы женских ароматов: цитрусовые, древесные, цветочные, альдегидные, восточные и др. Существуют также подгруппы, которые берут свои названия из сочетания названий 2 групп, как например цветочно-восточные.
Дизосмия — искажение или извращение обоняния. Может проявляться как вместе с гипосмией, пониженным (неразвитым) обонянием, так и самостоятельно. Дизосмия — общий термин, включающий в себя какосмию, фантосмию и гетероосмию. По последним данным исследований обоняния, дизосмия встречается у 5 миллионов жителей США.
Древесные — группа ароматов, напоминающая запахи свежескошенной травы, кустарников или теплого влажного леса. Древесные нотки добавляют ароматическим композициям силу и энергию. Также, вид ароматов, связанный с запахом свежеспиленного дерева, например, сандала.
Духи — самая концентрированная форма аромата, самая насыщенная и стойкая. От латинского слова «per-fumum», означающее «через дым». Термин ссылается на древнюю практику получения приятных запахов из ароматного сырья (материала) путем подогрева или сжигания.
Животный — относится к теплым, чувственным, насыщенным основным нотам, некогда ассоциирующимися с естественными запахами мускуса, серой амбры, цибетина и кастореума, теперь получаемых из веществ растительного происхождения и арома-химикатов.
Запах — это специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих веществ (ЛАВ), обнаруживаемых химическими рецепторами обоняния (см. хеморецепция), расположенными в носовой полости человека и животных. Насекомые также ощущают запахи, но механизм хеморецепции у них несколько иной. Запах для большинства людей — относительно слабо дифференцированное ощущение, т. к. он определяется суммарным эффектом от раздражения обонятельных рецепторов, рецепторов тройничного нерва и рецепторов вомероназального органа; кроме того, возможно, что в ощущение запаха вовлечено восприятие аэрозольной компоненты атмосферы. / Материал из Википедии — свободной энциклопедии/
Какосмия — испорченный (искаженный) запах продуктов и воздуха.
Классика — аромат, который был популярен у поколения за поколением на протяжение минимум 15 лет. Именно поэтому термин применяется к аромату, так же как к классической литературе или архитектуре.
Классификация запахов — все классификации — будь то системы, организующие запахи по воздействию на эмоции или просто по принадлежности к определенному классу — были отвергнуты учеными вследствие невозможности повторить предполагаемые результаты в лаборатории. И подготовленные, и неподготовленные участники эксперимента показали субъективные реакции на восприятие запахов, так что получить единую ольфакторную систему (обоняние) не удалось.
Лабораторные исследования постоянно доказывают, что чувство обоняния субъективно. И несмотря на то, что существует договоренность определять запах как неприятный или ароматный, каждый конкретный аромат не впишется ни в одну категорию, так как разные люди будут давать совершенно разные описания.
Отсутствие удовлетворительной классификации запахов усложняет работу ученых. Тем не менее, Доктор Джон Амур успешно работает в этом направлении и уже выделил класс так называемых «первичных ароматов», который соотносится с основными вкусовыми ощущениями. Все что мы едим или пьем имеет вкус, который сводится либо к одному ощущению, либо к комбинации из четырех базовых определений вкуса: сладкий, кислый, соленый, горький. На основе базовых запахов можно построить определенную классификацию. С ее помощью будет возможно изучить эффект воздействия аромата, проследив активность головного мозга и физиологическую реакцию организма на раздражитель. Обоняние в 10 000 более чувствительно к раздражителям, чем вкусовая система, поэтому пройдет немало времени прежде чем мы получим полное представление об эффекте воздействия ароматов.
Самая лучшая классификация по воздействию запахов на эмоции разработана Доктором Полом Йеллинеком, парфюмером. Классификация Йеллинека отражает основные и положительные реакции человека, вызванные определенными категориями запахов. Итак, он выделил 4 базовые категории запахов:
Категория I: эффект афродизиаков* (запах резкий и насыщенный (характеристика: восковой, прогорклый, щелочный — в сильной концентрации, неразбавленный). Разбавленные аромат имеет теплый, глубокий и сладкий тон. Включают мускус, орхидею, лилию, лотус).
Категория II: расслабляющие (цветочные, кремовые, сладкие).
Категория III: освежающие (цитрусовые, травяные, ментоловые стимулируют и освежают (характеристика: свежий, чистый, пронзительный).
Категория IV: стимулирующие (древесные, ароматы кожи, мха…сухие и пряные. Стимулируют мозговую активность и хорошее самочувствие).
Среди прочих классификаций известны:
— «классификации И. Цваардемакера (1895), который разделяет запахи по качеству ощущений на 9 основных классов: эфирные, ароматические, бальзамические, амбромускусные, чесночные, пригорелые, каприловые, противные, тошнотворные». /Эта классификация взята с сайта http://aromareklama.ru/
— «классификация Х. Хеннинга (1924), согласно которой существует 6 основных запахов (фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый), между которыми существуют определенные взаимоотношения». /Эта классификация взята с сайта http://aromareklama.ru/
— «классификация К. Линнея (1756), согласно которой запахи разделяются по качественности ощущения. Выделяется 7 основных запахов: ароматические (красная гвоздика), бальзамические (лилия), амброзиальные (мускус), луковые (чеснок), псиные (валериана), отталкивающие (некоторые насекомые), тошнотворные (падаль)». /Эта классификация взята с сайта http://aromareklama.ru/
А также Коттмейера (1958), Дж. Амура (1964), X. Янистина (1969), А. Димова (1984), и т. д.
В современном мире каждая фирма-производитель разрабатывает свою классификацию. Причем, классификация запахов у парфюмеров и у аромамаркетологов может быть разной.
Например, компания Nnikoff (www.nnikoff.ru), работающая в сфере парфюмерии, предлагает следующую классификацию: шипровые (женские и мужские), цитрусовые (женские и мужские), цветочные (женские), цветочно-восточные (женские), фужерные [папоротниковые] (женские и мужские), фруктовые (женские), зеленые (женские), альдегидные [современные] (женские), ориентальные [восточные] (женские и мужские), морские [озоновые, океанические] (женские и мужские), пряные (женские и мужские), амбровые [лавандовые] (мужские), кожаные (мужские), древесные (мужские и женские).
Компания «Ароматик», работающая в сфере ароматизации, предлагают другую классификацию: ароматические композиции, фруктовые ароматы, цветочные ароматы, ароматы кожи, ароматы дерева, специализированные ароматы, продовольственные ароматы, ароматерапия
Концентрация — показывает процентное содержание парфюмерных масел, спирта и воды в аромате. Градус спирта показывает процентное содержание спирта в воде. Концентрация духов (по нисходящей):
Летучий — качество вещества: легко распространяющийся, передвигающийся по воздуху; легко испаряющийся при низких температурах.
Лимбическая система — расположенная глубоко в центре головного мозга, лимбическая система включает в себя три структуры: обонятельную кору, мозжечковую миндалину и гиппокамп, каждая из которых необходима для нормального функционирования человеческого организма. Обонятельная система способна различать тысячи молекул. Мозжечковая миндалина ответственна за реакции на события: страх, настроение, эмоциональность и т. д. Гиппокамп необходим для сохранения новых воспоминаний в долгосрочной памяти. Предположительно, непосредственная близость трех структур и является причиной ярких и эмоциональных воспоминаний, вызываемых запахами.
Нарушение обоняния — общий термин, описывающий неспособность или поврежденную (неполноценную) способность воспринимать запахи. Может быть временным, вызванным простудой, опухолями или закупоркой носовых проходов. Может быть постоянным, когда какая-либо часть обонятельной системы повреждена в результате травмы головного мозга, опухолей, хронического ринита и прочих заболеваний.
Нижняя нота — (варианты названий — базовая, фоновая, конечная, основная) держится 10—15 часов, а иногда и дольше. Это — „финал“ душистой оперы. Именно этот аромат остается на одежде и волосах, когда испаряется средняя составляющая духов. Нижнюю ноту создают при помощи труднолетучих компонентов, таких, как сандаловое дерево, мускус, пачули, ваниль». /Материал с сайта www.sansej.com«Путеводитель по миру ароматов, или Как классифицируют неклассифицируемое» Надя Никольская/
Нота — главная тема или основная составляющая аромата. Нотами парфюма является гармоничная смесь трех-четырех составляющих, которые теряют свою индивидуальную особенность и создают абсолютно новое единое впечатление от аромата.
«Французский поэт Шарль Бодлер писал: „Моя душа путешествует по духам, как души других людей — по музыке“. Действительно, словарь парфюмера нередко включает в себя заимствования из терминологии композитора: запах может звучать, или играть, у него есть мелодия. Духи, как песня, состоят из отдельных нот, сочетание которых называется аккордом.
Обоняние — нос, столь живописно расположенный на лице и воспетый ещё Гоголем, сам никаких запахов не воспринимает — то, чем мы нюхаем, находится глубоко внутри, за наружным носом, и называется органом обоняния. Этот орган состоит из ПЯТИ загадочных структур.
Первый и общеизвестный орган обоняния — небольшой участок эпителия внутри носового хода, богатый чувствительными клетками. Расположен он весьма странно — не вблизи ноздрей, что было бы естественно, поскольку именно через них в нос попадают молекулы пахучих веществ, а далеко и глубоко — в верхней части носовых ходов, гораздо ближе к мозгу, чем к входным отверстиям носа.
Каким же образом запахи добираются до столь удалённого и недоступного места? Здесь на помощь приходит так называемый орган Мазера — небольшой бугорок, расположенный на перегородке носа, примерно в средней её части, куда пахучие частицы попадают легко и естественно. Орган этот был найден и описан известным итальянским анатомом и гистологом Родольфо Мазера в 1943 году, и про него пока очень мало известно, однако большинство исследователей сходятся на том, что он выполняет функции своеобразного сторожа, проверяющего вдыхаемый воздух на наличие пахучих веществ. Пока их нет, дыхание спокойное. Но как только «сторож» подаёт сигнал: «Внимание! Появился запах, надо разобраться!», дыхательные движения изменяются. Возникает то, что мы называем принюхиванием. В результате задействуются совершенно другие мышцы, чем при обычном вдыхании воздуха, и воздушные потоки искусственно направляются именно туда, где их ожидают рецепторы основного органа обоняния. Информация от обонятельных клеток для анализа поступает в обонятельный мозг, расположенный вблизи центра эмоций — лимбической системы.
Но это ещё не всё. «Главный нос», при всех своих ценных качествах, распознаёт запахи только высоко летучих веществ, то есть тех, что состоят их маленьких и лёгких молекул. Существуют гораздо более «увесистые» сигнальные молекулы, или феромоны, через которые передаётся важнейшая информация о настроении, о степени миролюбия или агрессивности, о сексуальности или родительских чувствах. И у позвоночных, от лягушки до человека, возник так называемый дополнительный орган обоняния. Он имеет вид двух крошечных трубочек и располагается в основании носовой перегородки, вблизи косточки под латинским названием vomer (сошник), от чего и получил своё название — вомероназальный. Чувствительные клетки вомероназального органа устроены несколько иначе, чем рецепторы основного обоняния, и не мудрено — ведь дополнительное обоняние обычными запахами не интересуется. Вомероназальный орган, подобно хорошему локатору, улавливает только феромоны и по собственному нерву (отличному от основного обонятельного) передаёт сигнал непосредственно в мозг. Очень важно, что всё это происходит без нашего ведома: воздействие феромонов на чувствительные клетки носа и следующие за ним всплески активности в разных отделах мозга не осознаются.
Оставшиеся два органа обоняния — системы тройничного и терминального нервов.
Первая реагирует на слишком резкие, вызывающие боль раздражители. Когда упавшему в обморок человеку суют под нос ватку, смоченную нашатырным спиртом, — это классическое воздействие на тройничный нерв: не слишком приятно, но очень эффективно.
Вторая (терминальный нерв) — вообще загадочная структура: так называемый нулевой черепно-мозговой нерв. По-видимому, роль нулевого нерва состоит в выработке веществ, способных регулировать процесс обоняния, в частности, восприятие феромонов вомероназальным органом.
Современной науке известно, что восприимчивость к запахам не только очень индивидуальна — она зависит от пола, возраста, особенностей воспитания, культурных традиций и состояния здоровья человека. И эмоциональная окраска восприятия запахов зависит от множества причин: тока воздуха через носовую полость и секреции слизи, состояния рецепторов и отношения человека к тому, что с ним происходит.
Долгую и окрашенную эмоционально обонятельную память называют феноменом Пруста: перу этого романиста принадлежит великолепное описание того, как благодаря аромату липового чая и пирожного «мадлен» давно утраченные впечатления и переживания детства становятся свежими и волнующими.
Механизм обоняния весьма совершенен. Мы в состоянии воспринимать не только тысячи запахов привычного для нас мира, но и запахи синтетических веществ, которых ранее в природе не существовало, или, например, запах лунного грунта.
Обонятельная луковица — структура, размером с горошину, расположенная под поверхностью лобной доли большого мозга, которая получает сигналы от обонятельных нейронов и направляет сигналы в область головного мозга, связанную с обонянием. Обонятельная луковица расположена очень близко к лимбической системе, что, как полагают, и является причиной того, что определенные запахи могут «включать» яркие воспоминания и эмоции.
Обонятельный — связанный с обонянием.
Обонятельный нерв — также называется первыми черепными (черепно-мозговыми) нервами, относятся к той паре черепных нервов, которая лежит вдоль основания головного мозга на кости, являющейся вершиной носа.
Обонятельный порог обнаружения — самая низкая концентрация специфичного летучего вещества, которая может быть распознана, как отличная от не имеющего запаха фона.
Обонятельный порог распознавания — минимальная концентрация летучего вещества, при которой можно распознать характеристики определенного аромата. Например, порог распознавания для ванили — минимальная концентрация паров ванили, при которой они распознаются как ваниль.
Обонятельный эпителий — эпителий, покрывающий изнутри верхнюю тыльную часть носа. Эпителий в каждой половине носа содержит около 15 миллионов обонятельных рецепторных клеток.
Обонять — воспринимать запахи или ароматы, в результате появления раздражителей, действующих на обонятельные нервы.
Одеколон (классический) — термин употребляется по отношению к тем ароматам, основой которых является цветочно-цитрусовая смесь, и которые не являются производными от других ароматов.
Одеколон женский — легкая форма аромата с небольшим содержанием парфюмерных масел и разжиженного спирта. В США одеколоном чаще называют мужскую парфюмерную продукцию.
Одеколон мужской — мужской одеколон более концентрированный, чем женский, по концентрации идентичен туалетной воде, в некоторых случаях, духам.
Одорант — вещество, которое стимулирует обоняние.
Ольфактометр — 1) прибор для измерения обоняния путем увеличения известных концентраций пахучих (благоухающих) материалов.
2) прибор, использующий обоняние человека для измерения интенсивности (насыщенности) аромата в определенной концентрации пахучих веществ.
Паросмия — отклоняющееся от нормы восприятие запахов или ощущение странных запахов при полном отсутствии каких-либо (обонятельных) раздражителей.
Парфюмерия — совокупность изделий, применяемых для приятной ароматизации чего-либо. Обычно парфюмерные изделия представляет собой жидкие растворы пахучих веществ. Растворителями могут быть спирт, смесь спирта и воды, дипропиленгликоль и другие вещества. Ароматические вещества могут быть как натуральными, так и искусственного происхождения. Наиболее популярные виды парфюмерии: духи, одеколон, туалетная вода, парфюмированная вода, дезодоранты, освежитель воздуха и др. / Материал из Википедии — свободной энциклопедии/
Парфюмерное масло — сочетание эфирных масел с добавлением химических компонентов и жирных (нелетучих) масел.
Ретроназальное обоняние — стимулирование обонятельных рецепторных клеток запахами, которые возникают во рту (наиболее часто во время приема пищи) и доносятся (долетают) до обонятельного эпителия через (внутренние) ноздри во время вдыхания.
Рецепторные клетки — расположены в обонятельном эпителии, у каждой клетки есть микроскопические волоски (реснички), которые располагаются в слизи. Душистые вещества связываются с рецепторами, расположенными на ресничках. Такое пахучее рецепторное соединение превращается в электрический импульс, который по обонятельному нерву передается в обонятельную луковицу.
Синдром Кальмана — расстройство, которое может включать в себя сразу несколько характеристик, таких как отсутствие обоняние и пониженная функциональная активность половых желез (органов, которые производят половые клетки), и влияющее на рост и сексуальное развитие.
Синестезия (соощущение) — психологическое явление, в результате которого люди испытывают смешанное чувственное восприятие, например, слышат или чувствуют (обоняют) цвета или видят ноты.
Сошниково-носовой орган — вспомогательный обонятельный орган (также известный как якобсонов орган) у некоторых позвоночных. Он расположен в сошниковой кости между носом и ротовой полостью. Сенсорные нейроны внутри сошниково-носового органа распознают отдельные химические составляющие, обычно крупные молекулы. Некоторые ученые полагают, что сошниково-носовой орган служит специально для распознавания феромонов, хотя некоторые феромоны могут быть распознаны и обычным органом обоняния, а сошниково-носовой орган вдобавок к феромонам различает также и другие составляющие. Таким образом, функция сошниково-носового органа все еще остается чем-то таинственным. По общепринятому мнению, сошниково-носовой орган абсолютно не функционален у людей.
Спирт — денатурированный этиловый спирт добавляется в структуру аромата в качестве компонента-носителя. Он изменяет насыщенность аромата и облегчает нанесение аромата на кожу
Средняя нота — (варианты названий — серединная, сердечная, серединная) гораздо более стойкая. Ее можно почувствовать спустя 10—20 минут после того, как вы нанесли духи на тело. В течение часа-двух запах средней ноты ощутим наилучшим образом, а затем интенсивность начинает постепенно ослабевать. Как правило, здесь применяются цветочные, древесные или пряные компоненты.
Травяные, травянистые — нотки луговых трав, трав-специй, и даже лечебных трав (например, лаванды) в аромате.
Туалетная вода — 6-15 % раствор парфюмерных масел в 80 градусном спирте.
Фантосмия — запах, который появляется в носу без присутствия внешних паров-раздражителей, обонятельная галлюцинация.
Феромон — химические сообщения, передаваемые друг другу животными и насекомыми одного вида. Они служат для привлечения особей противоположного пола, метки следов и территории, и в качестве предупреждения.
Фиксатив, фиксаж — составляющая аромата, которая увеличивает его стойкость и продлевает ему жизнь.
Форма отображения магнитного резонанса — форма отображения магнитного резонанса головного мозга, которая фиксирует приток крови к функционирующим областям мозга. Используется для того, чтобы определить особые области головного мозга, которые активируются специфическими раздражителями, как например, запах.
Хеморецепторы — рецепторы, которые распознают химические вещества в окружающей среде (например, в воздухе, воде, еде, напитках). У людей они расположены в носу (обоняние) и во рту (проба на вкус).
Хеморецепция — способность живых существ к восприятию изменений концентрации определённых веществ в окружающей среде. Химический сигнал преобразуется в потенциал действия. Хеморецепторы могут быть очень различны по своей природе, и потому по-разному реагировать на одно и то же вещество — в зависимости от точки его приложения (нос, рот, кожа и т. п.). / Материал из Википедии — свободной энциклопедии/
Химикат, химическое вещество — простые вещества или формы вещества, натуральные или искусственные, из которых формируются все органические и неорганические тела.
Цветочные — группа ароматов, в которую входят как ароматы отдельно взятых цветов, так и смесь ароматов с различными цветочными нотками.
Цитрус — аромат на основе цитрусовых, таких как апельсин, лимон, лайм, мандарин, и бергамота, что придает аромату свежие, фруктовые нотки, часто встречается в легкой, классической и мужской туалетной воде.
Шипр (духи) — семья или вид аромата, сложное сочетание мха с древесными, цветочными или фруктовыми ароматами.
Эфирные масла — смесь жидких пахучих летучих веществ, выделенных из растительных материалов (дистилляцией, экстракцией, прессованием). Большинство эфирных масел хорошо растворимы в бензине, эфире, липидах и жирных маслах, восках и других липофильных веществах, и очень плохо растворимы в воде. Растворимость эфирных масел в спирте сильно зависит от его крепости (падает в присутствии воды). Выбор показателей качества эфирных масел зависит от сферы применения, и определяется их натуральностью, парфюмерными, фармакологическими и вкусо-ароматическими свойствами. Состав эфирных масел зависит от вида растения, его хемотипа, погодных условий в год сбора, условий хранения сырья, способа извлечения ЭМ, а также нередко от длительности и условий хранения. Эфирные масла применяются преимущественно для ароматизации пищевых продуктов, напитков, изделий бытовой химии, в фармацевтической промышленности, в медицине и ароматерапии, а также как растворители (скипидар). / Материал из Википедии — свободной энциклопедии/
Экстракты, эссенции, летучие, нежирные, получаемые из цветов, травы, листьев, корней, коры деревьев, стеблей, фруктов, семян, мха, секреций (деревьев), и древесины. Эфирные масла не следует путать с парфюмерными маслами.
Эффект Пруста — явление получило название благодаря Марселю Прусту — блестящему автору коротких рассказов, эссе и романов начала 1900. Пруста часто считают «отцом» современного романа, но причина по которой он интересен аромамаркетологам, следующая: он первый описал удивительную связь запаха и воспоминаний. Таким образом, Эффект Пруста заключается в том, что мозг реагирует на запах потоком воспоминаний и может отнести нас к определенному времени и месту, иначе говоря — это эффект обретения воспоминаний через запахи (когда один-единственный запах, звук или вкусовое ощущение способны вызвать в воображении объемные сцены из прошлого). В своем романе «В поисках утраченного времени» Пруст описывает этот феномен: «… И вдруг воспоминание всплыло передо мной. Вкус этот был вкусом кусочка мадлены, которым по воскресным утрам в Комбре (так как по воскресеньям я не выходил из дому до начала мессы) угощала меня тетя Леония, предварительно намочив его в чае или в настойке из липового цвета, когда я приходил в ее комнату поздороваться с нею… Вид маленькой мадлены не вызвал во мне никаких воспоминаний, прежде чем я не отведал ее… как только узнал я вкус кусочка размоченной в липовой настойке мадлены, которою угощала меня тетя (хотя я не знал еще, почему это воспоминание делало меня таким счастливым, и принужден был отложить решение этого вопроса на значительно более поздний срок), так тотчас старый серый дом с фасадом на улицу, куда выходили окна ее комнаты, прибавился, подобно театральной декорации, к маленькому флигелю, выходившему окнами в сад и построенному для моих родителей на задах (этот обломок я только и представлял себе до сих пор); а вслед за домом — город с утра до-вечера и во всякую погоду, площадь, куда посылали меня перед завтраком, улицы, по которым я ходил, дальние прогулки, которые предпринимались, если погода была хорошая».
Ядро, сердце — центр парфюмерной композиции, который определяет ее характер.
Янтарь, янтарный — янтарь добывается из древесины хвойных деревьев и после обработки придает аромату насыщенные, полные, более теплые оттенки.